Вернуться к обычному виду

История района











Рамень - большой, матерый строевой и корабельный лес.
Первые люди на этой территории появились за 14 тысяч лет до нашей эры. Появление здесь людей связано с потеплением климата. Животные уходили на север, за ними шли охотники. В этих лесах водились мамонты, северные олени, пещерные медведи, куницы.
До нашей эры здесь жили угро-финские племена. В V веке нашей эры на эту территорию пришли славяне. По Раменкам проходила граница расселения племен - вятичей и кривичей. Раменки и южнее - это вятичи, севернее - кривичи.
В XIV веке Москва стала великим княжеством. По реке Сетунь с притоками были земли московских митрополитов. Следует учитывать, что в то время церковь оказывала большое влияние на жизнь государства, и митрополиты были высокопоставленными чиновниками, влиявшими на политическую жизнь. На стрелице, где сливается речка Раменка и река Сетунь, был построен дом святителя Киприана. Святитель Киприан четвертый по очереди, но самый известный из московских митрополитов. Святитель Киприан известен тем, что впервые составил родословную русских князей и жития русских святых. Таким образом, он написал первую русскую летопись и был первым официальным русским летописцем.
На территории Раменок были маленькие селения, местность известна мельницами. Связано это было с тем, что извилистая река - Раменка, и перепад рельефа было удобно использовать для строительства мельниц и кирпичных заводиков.
Начиная с XVII века эту местность выбирали крупные российские чиновники для строительства загородных домов – дач. Дачи бояре устраивали для хозяйственных целей, для годовых запасов. В число запасов, кроме прочего, непременно входила живая рыба. Нужны были садки, пруды. Обязательные принадлежности загородного дома – боярские хоромы, сад, огород и пруд. Вокруг был лес. В боярских хоромах обязательно жили прекрасные наложницы.

У царя Алексея Михайловича был загородный дом на Воробьевых горах. Выезжали в мае, в сентябре приезжали обратно. Царь назначил боярам по делам приезжать в понедельник, среду и пятницу.   
В летнее время любили жить по-деревенски.

Деревенские удовольствия – охота, рыбная ловля, садоводство, пчеловодство и цветоводство, город предназначен для другого.
Алексей Михайлович приезжал в Троице - Голенищево и стоял там службу, но только, когда там служил патриарх.
Рядом с патриаршим дворцом была деревня Иваново, которая принадлежала Савинскому монастырю. В XVII веке в Иваново жили всего 2 бобыля. В 1639 году разбойники бобылей пожгли.

Колоритная историческая фигура – князь Лобанов – Ростовский. Он был хозяин этих земель, однако разбойничал в лесах. В 1688 году за разбой был бит кнутом, отнято 4 двора крестьянских. Позже был в потешных войсках Петра I, в 1694 году ходил с Петром I на Азов. В 1700 году воевал в Нарве. Начав, как разбойник, он окончил жизнь, как профессиональный военный.
В 1771 году здесь была моровая язва. Жители вымерли. В патриаршем дворце митрополита уже не жили, и там был устроен карантин. Сюда вывозили на житие детей, которые лишились родителей. Вокруг было много нищих и бездомных. Сложилась криминальная обстановка.

Особо следует отметить, что Петр I в этих лесах брал лес для строительства флота.
В XIX веке это место не было популярным дачным местом, также здесь не было промышленности, так как построенные железные дороги прошли в стороне.

После отмены крепостного права в 1861 г. основным занятием населения были отхожие промыслы. Крестьяне были небогатые, земля плохая, в основном сажали огороды на продажу в Москву.
В 1902 г. в Раменках проживает всего 441 житель - крестьяне.
После революции на этой территории были колхозы. В дальнейшем это был Кунцевский район Московской области. Во время Великой Отечественной войны Кунцевский район выступил с инициативой собрать средства для строительства танковой колонны «Москов­ский колхозник». Раменки принимали активное участие в этом движении. Танковая колонна была построена и в январе 1943 год ушла на фронт.
    Престолы: главный - Троицы Живоначальной, приделы - свт. Николая и прп. Сергия Радонежского, приставной - свт. Ионы, митр. Московского.
Храм в стиле классицизма построен в 1811 -1813 гг. на месте деревянного храма; внутренне убранство современно постройке. Храм не закрывался.
Святыни: чтимая икона Божией Матери "Благодатное небо", иконы: Господь Вседержитель с клеймами Распятия и Воскресения, Страсти Божией Матери, Иоанн Предтеча (все XVII в.).
Духовенство: прот. Сергий Суздальцев - настоятель, прот. Константин Георгиевский, иерей Сергий Виноградский, иерей Алексий Пеньков, иерей Иоанн Драган, диакон Роман Слесаренко.
Богослужение: ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня в 16 час.; по воскресеньям и великим праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне всенощное бдение в 16 час., по воскресеньям в 16 час. читаются акаф. иконе Божией Матери "Благодатное Небо", свт. Николаю, прп. Сергию.
При храме действует благотворительная служба.
  Территория района - 1876 га, население -82 тыс. человек. В районе нет "своих" станций метрополитена, но вдоль северной его границы проходит Филевская линия метрополитена, а южнее - Сокольническая. В районе сильно развита сеть наземного общественного транспорта. Раменки - жилой и представительский район: здесь расположен посольский городок (состоит из 16 зарубежных представительств), киноконцерн "Мосфильм", а часть территории района занимает территория МГУ им. Ломоносова. На Воробьевых горах на высоте 196 метров расположены смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама Москвы, и лыжный трамплин.   Промышленных предприятий практически нет, если не считать завод ЖБИ, автобазу и АТС. К историческим достопримечательностям района относятся Храм Живоначальной Троицы (в Троицком-Голенищеве) и церковь Святой Троицы на Ворбьевых горах. В последние 10 лет активно застраивается район Мичуринского проспекта (с одновременным возведением инфраструктуры), активно действует районная программа сноса и реконструкции ветхого жилья. Украшением района можно назвать жилые комплексы "Сетунь" и "Золотые ключи" . К 2005 г. в районе предполагается ввести в строй станцию метрополитена (линия от станции "Парк Победы"). В Раменках действуют Культурный центр МГУ, несколько домов культуры, выставочный зал "Галерея Раменки"; для любителей спорта открыт гольф-клуб, мотоцентр и физкультурно-оздоровительный комплекс.    До 14 в. территория нынешних Раменок была занята лесами и мелкими селениями, жители которых занимались земледелием. С 14 в., когда Москва стала великим княжеством, земли вдоль речек Раменка и Сетунь стали владениями московских митрополитов - здесь было их подворье, церковь Трех святителей и летняя резиденция. К началу 18 в. земли Раменок перешли во владение князя Лобанова-Ростовского - одного из сподвижников Петра Великого. Отсюда же по петровскому повелению брали лес для строительства флота. После эпидемии моровой язвы 1771 г. Раменки надолго пришли в упадок - железная дорога, проложенная в 70-е годы 19 в., не затронула жизнь Раменок, основным занятием жителей которого стали отхожие промыслы и разведение овощей. В 1902 г. в Раменках проживал всего 441 житель. В то же время расположенные в Раменках Воробьевы горы издавна были любимым местом отдыха москвичей всех сословий - здесь были и летние дворцы Ивана Грозного и Алексея Михайловича, веривших в целительную силу гор, и летние дворцы вельмож, и дачи дворян, и просто место прогулок всех желающих. В конце 19 в. на Воробьевых горах было очень много дач, обитатели которых ездили молиться в храм Святой Живоначальной Троицы в село Голенищево (ныне рядом с Мосфильмовской улицей) - там совершали молебны митрополиты Московские и партиархи Всея Руси. А.П.Чехов о Воробьевых горах сказал так: "Кто хочет понять Россию, тот должен прийти сюда и посмотреть на Москву..." В 1813 г. здесь был заложен храм Христа Спасителя, однако строительство пришлось пркратить из-за оседания горы.   Новая история Раменок началась при Советской власти. В 1949-53 гг. на Воробьевых горах был сооружен комплекс зданий Московского университета, главное здание которого имеет высоту 36 этажей. Памятник М.В.Ломоносову и огромный парк вокруг зданий МГУ завершали этот архитектурный ансамбль. В конце 1970-ых гг. были выстроены современные корпуса гуманитарных факультетов МГУ. В создании МГУ принимали участие более 70 лучших скульпторов и художников страны.   После 1917 г. Раменки вошли в состав Кунцевского района Подмосковья, и влились в один из колхозов. С 1956 г. Раменки стали рабочим поселком, в 1958 г. - вошли в черту Москвы. С 1960-ых гг. здесь началось массовое жилое строительство.   Современные Раменки образованы в 1997 году в результате объединения районов Раменки и Мосфильмовский. Раменки - район интенсивно развивающийся, перспективный. Современные жилые комплексы "Золотые ключи на Минской", "Сетунь", а также возводимый по индивидуальному проекту ЖСК МИД РФ по ул. Улофа Пальме и дома на Мичуринском проспекте - все это позволяет назвать Раменки районом новостроек. На территории располагаются Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, киноконцерн "Мосфильм", 16 посольских городков. Достопримечательностью района является храм Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, история которого восходит к XVI веку. В районе действуют Культурный центр МГУ, дома культуры, выставочный зал "Галерея Раменки", Центр семейного чтения и досуга. Для любителей спорта - гольф-клуб, мотоцентр, физкультурно-оздоровительный комплекс. К 2010 году здесь предполагается строительство линии метрополитена от станции "Парк Победы". В XIV веке, когда Москва стала великим княжеством, земли вдоль рек Раменки и Сетуни стали владениями московских митрополитов. Следует учитывать, что церковь в то время имела большое влияние на жизнь государства, и чин митрополита был очень высоким. Четвертым по счету московским митрополитом был святитель Киприан, известный тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Он любил бывать на пустынном месте при лиянии рек Раменки и Сетуни, имел здесь подворье, построил церковь Трех святителей. Летняя езиденция московских митрополитов оставалась здесь вплоть до XVIII века. На территории Раменок не было больших селений. Сохранились сведения, что и в деревеньке Иваново в XVII веке жили всего 2 бобыля, которых в 1639 году "пожгли разбойники". Извилистость реки Раменки и ее перепады было удобно использовать для строительства мельниц и кирпичных заводиков. Одним из владельцев местных земель в XVII веке был князь Лобанов-Ростовский, весьма колоритная историческая фигура. В 1688 году "за разбой в лесах " он был бит кнутом и лишен четырех крестьянских дворов. Затем "исправился", поступил на службу к Петру I: сначала в потешное войско, затем с регулярной армией ходил в походы на Азов и Нарву. Особо следует заметить, что Петр I для строительства флота брал превосходный лес из Раменок. Моровая язва 1771 года выкосила почти все местное население. В бывшем патриаршем дворце был устроен приют для детей, лишившихся родителей. Местность обнищала. Промышленность не развивалась, так как построенные в XIX веке железные дороги прошли в стороне. После отмены крепостного права в 1861 г. основным занятием населения были отхожие промыслы. Крестьяне были небогатыми, земля плохая, жили в основном огородами и продажей овощей в Москву. В 1902 году в Раменках проживал всего 441 житель. Во все времена Раменки, а в особенности Воробьевы горы, были и остаются любимым местом отдыха многих москвичей. Уже несколько веков они любимы москвичами за дивную, восстанавливающую силу красоту этого места. В XVI-XVIII вв. здесь в селе Воробьеве стоял загородный дворец московских великих князей и царей. Российские правители нередко спасались от врага или отправлялись поправлять свое здоровье именно на Воробьевы горы. Например, когда летом 1521 г. крымский хан Мухаммед-Гирей внезапно форсировал Оку и подошел к Москве, великий князь Василий III укрылся вначале в своем дворце в Воробьеве, а потом - в Волоколамске. В 1547 г. во время грандиозного пожара Москвы в это дворцовое село удалился царь Иван IV Грозный. В XVII в. жил с семьей летом царь Алексей Михайлович Романов. Его болезненный сын царь Федор Алексеевич также ощущал целительную, восстанавливающую силу Воробьевых гор. О целительной силе этого места помнили и другие правители и рядовые москвичи, которые с конца XIX в. - начала XX в. любили снимать на лето здесь дачи, да и обосноваться на постоянное комфортное жилье тоже были согласны. Молиться ездили в храм Святой Живоначальной Троицы в Голенишево (что рядом с нынешней Мосфильмовской улицей). Там совершали молебны митрополиты московские и патриархи Всея Руси. Архиерейские хиротонии - возведение в сан митрополитов - происходили на Руси лишь в двух храмах - в Успенском соборе Кремля и здесь. Особенно с конца XIX в. Воробьевы горы стали любимым местом народных гуляний и дачной местностью. В конце XIX в. - начале XX в. на Воробьевых горах при каждом домике, или, как тогда говорили, дворе, был сад со столиками, на которых за небольшую плату подавали самовары, чайники с заваркой, простую выпечку. Учитывая желание москвичей чаевничать, трапезничать, развлекаться здесь, в живописном месте на Воробьевых горах, в конце XIX в. построили и открыли ресторан. Простой народ в ресторан не ходил, предпочитая чаевничать в палисадниках. В то время на склоне Воробьевых гор были выстроены деревянные горы, по которым тележки на рельсах летели стремительно вниз; затем, прибыв на специально устроенную деревянную площадку, они отправлялись обратно. Это было подобие русских ледяных горок. Летом на склонах и совсем около реки открывались буфеты, балаганы, карусели, лодочные станции, купальни и другие развлечения. Учитывая большую привлекательность Воробьевых гор, правительство решило создать здесь парк. В 1911 г. начались на Воробьевых горах работы по устройству парка с дорожками и обустроенными местами для отдыха, но они были выполнены лишь частично и прекратились с началом первой мировой войны в 1914 г. В наши дни на Воробьевых горах традиции гуляний и спортивно-физкультурных игр продолжаются. Здесь проводят народные праздничные гуляния, например "Русское Рождество на Воробьевых горах", празднуют с блинами Масленицу, устраивают различные спортивные соревнования, изучают азы альпинизма. Красоту Воробьевых гор отмечал даже не способный на глубокие лирические чувства царь Петр I, который советовал художникам именно с них писать Москву. Петр I привел именно на Воробьевые горы художника Корнелия де Брюи и показал ему, откуда лучше всего рисовать Москву, и тот написал панораму. А позже А.П. Чехов о Воробьевых горах сказал так: "Кто хочет понять Россию, тот должен прийти сюда и посмотреть на Москву..." На Воробьевых горах в виду всей Москвы в 1827 г. юные А.И. Герцен и Н.П. Огарев дали друг другу клятву пожертвовать жизнью во имя подлинной свободы их народа. Об этом напоминает памятный знак, установленный здесь в 1978 г. Наши российские предшественники, понимая особую красоту Воробьевых гор, не спешили строить что-либо на них, как бы оставляя это место для возможных исключительных строений. Видимо, исходя из этого в октябре 1813 г. и совершили церемонию закладки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в честь победы России в войне с Наполеоном в 1812 г. Вначале на конкурсе победил проект А.Л. Витберга, но он не был осуществлен. Строительство прекратили в 1827 г., когда в ходе земляных работ обнаружилось оседание горы. Прошло почти 140 лет со дня закладки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, и в 50-е гг., по одобрению Н.С. Хрущева, объявили о конкурсе на создание Дворца Советов на месте витберговского храма; к счастью, и эта идея оказалась нереализованной. Единственным достойным красоты Воробьевых гор стал проект нового комплекса Университета. Еще в XVIII, учитывая большую эстетическую значимость Воробьевых гор, профессора хотели, чтобы впервые создаваемый в России Университет был построен именно там, об этом они оповестили императрицу Елизавету Петровну Романову в 1775 г., но получили "высочайший отказ". Университет открыли, но в центре Москвы. Проект строительства Университета на Воробьевых горах удалось реализовать в 1949-1953 гг. Мудростью при создании комплекса МГУ в 1949-1953 гг. было сохранение Воробьевых, тогда, с 1935 г. Ленинских гор, а с конца 90-х опять Воробьевых гор, как естественного зеленого массива, минимально усовершенствованного человеком. Новый ансамбль-комплекс Московского Государственного Университета на Воробьевых горах был создан в 1949 - 1980 гг. Университет вначале размещался на Красной площади, в здании, стоявшем на месте современного Государственного Исторического музея. Главное 36-этажное здание возвели на Ленинских горах в 1949-1953 гг. На территории около 170 га построили почти 30 основных и свыше 20 подсобных корпусов, разбили ботанический сад, лесопарк, оборудовали спортивный городок. Главное здание в 36 этажей поднимается на высоту 236 м; его венчает шпиль со звездой, которая весит 12 т. Расходящиеся от центральной (высотной) части здания-крылья в 18 и 9 этажей - это общежития. В главном здании размещаются аудитории и лаборатории математического, геологического, географического факультетов, актовый зал на 1300 мест, научная библиотека, музей, Дом культуры, физкультурно-тренировочные залы, 25-метровый плавательный бассейн. Общежитие в составе центрального комплекса МГУ имеет 6 тыс. комнат для студентов и аспирантов. Кроме того, в угловых башнях центрального комплекса располагаются 200 квартир для преподавателей университета. В центральном комплексе более 50 тыс. помещений, протяженность его коридоров - более 160 км. Рядом с центральным зданием находятся два 6-этажных здания - корпуса физического и химического факультетов. Перед входом в МГУ со стороны его клубной части в 1953 г. установлен памятник основателю Университета - великому русскому ученому М.В.Ломоносову. В художественном оформлении университетского комплекса участвовали более 70 лучших скульпторов и художников страны. Бронзовая скульптура юноши и девушки с книгами в руках - работа авторского коллектива скульпторов во главе с В.И. Мухиной. В память о преподавателях и студентах, погибших в боях за Родину в Великой Отечественной войне, в 1975 г. возле нового корпуса гуманитарных факультетов был установлен памятник. В 1970-1978 гг. были построены 2 новых учебных корпуса для гуманитарных факультетов и факультета вычислительной математики и кибернетики; их архитектура принципиально отличается от университетских строений, возведенных в начале 50-х гг. Эти новые корпуса внешне воспринимаются как лаконичные строения из стекла, металла, бетона. Парадно выполнен главный вход в МГУ в его центральном здании. Перед главным зданием МГУ создан прекрасный сад - зеленый партер с декоративными бассейнами, фонтанами и бюстами выдающихся ученых. Со смотровой площадки Воробьевых гор открывается чудесный вид на Москву и Москву-реку. После революции Раменки вошли в состав Кунцевского района Московской области. На территории действовало несколько колхозов. Во время Великой Отечественной войны Кунцевский район выступил с инициативой собрать средства для строительства танковой колонны "Московский колхозник". Раменки принимали в этом движении активное участие. Танковая колонна была построена и в январе 1943 г. ушла на фронт. С 1956 г. Раменки становятся рабочим поселком, в 1958 г. входят в черту Москвы, с 60-х гг. становятся районом массового жилищного строительства.